К. Г. Юнг #трикстер #тень #юнг #психология © Тень и архетип Трикстера. Тень – это бессознательное содержание, неподконтрольное Эго. Оно часто меняется в течение жизни по мере изменения сознательных установок Эго, т.к. является его оборотной стороной. Эго переживает свою Тень, проецируя ее на других как в пословице « в своем глазу бревна не замечает, в чужом соломинка видна». Иногда бессознательные теневые содержания проецируются на целые нации, культуры, социальные слои, которым приписываются те или иные моральные качества. Нужно ли познавать свою Тень? Такое познание обогащает личность, позволяет избавиться от прежних проекций, но, разумеется, полная интеграция теневых содержаний невозможна. В сновидениях Тень проявляет себя как чуждый непонятный персонаж, от которого сновидец убегает или вступает с ним в борьбу. Роль Тени: Тень выполняет компенсаторную функцию, включая в свое содержание то, что личность не позволяет себе сознательно. Тень пробуждает в человеке такие эмоции, как стыд, вина, а также агрессия, ненависть и зависть. Тень является отправным пунктом, который осознается в аналитической работе и служит своего рода источником развития личности. Теневой материал не всегда представляет собой что-то негативное, асоциальное и отвратительное, он просто остается затемненным только из-за его несоответствия Персоне и Эго. Конфликт между Персоной и Тенью, своего рода «кризис индивидуации», разрешается через Эго, которое находит компромисс, позволяющий сосуществовать этим двум аспектам психики. Такие переломные моменты периодически переживает каждая личность (как пример, кризис среднего возраста, когда возможности Персоны не удовлетворяют вытесненные желания Тени). Тень и Трикстер Тень – это своего рода личное психическое содержание, которое скользит позади человека, тогда как Трикстер – это архетип, некий коллективный образ Тени. Как и Тень в индивидуальной психологии, Трикстер также вытесняется в коллективное бессознательное в культуре и в сознани общества. Как писал Юнг, «Трикстер – это коллективный образ Тени, сумма всех низших черт характера людей. И поскольку Тень существует всегда как составная часть личности, коллективный образ может служить ее продолжением». Юнг подробно рассматривал мифологические и фольклорные воплощения архетипа Трикстера в своей одноименной работе. Здесь он приводит множество примеров того, как образ трюкача пронизывает культуру еще с древних времен. Мы видим его гримасы в таких персонажах, как Меркурий, различные шуты и весельчаки. Он присутствует в фольклоре каждого народа как насмешливый персонаж, который переворачивает все с ног на голову. В сновидениях Трикстер может прийти в человеческом обличье, как образ с абсолютно необъяснимым поведением, человек в состоянии алкогольного опьянения, так и в виде диких, необузданных животных, природных явлений – буря, шторм, сильный ветер, смерч. Когда архетип Трикстера проявляется в человеческой судьбе, он нередко создает хаотические ситуации, вынуждающие человека выходить за прежние рамки, сомневаться в своих установках, менять привычки. Трикстер сталкивает человека с его собственной Тенью, обесценивает привычные ценности и делает ценным то, что раньше воспринималось как само собой разумеющееся. Трикстер смешивает людей, чувства и обстоятельства, высмеивает то, что стало раздутым до масштабов аксиомы, ставит перед человеком парадоксальные задачи, выводит его из состояния равновесия и покоя. Трикстер всегда активируется в те моменты жизни, когда человек застревает на пути индивидуации. .... https://www.b17.ru/article/ten_v_yungianskoy_psihologii/

Теги других блогов: психология тень трикстер юнг